Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Никакого либерализма»: Лукашенко требует усилить контроль местных властей над частниками
  2. Беларусский айтишник продолжает рассказывать, как тяжело жить в Испании и как хорошо — в Беларуси
  3. Как думаете, сколько стоит пропагандистская книга о Лукашенко? Скорее всего, цена вас удивит (а еще больше — кто оплачивает ее закупки)
  4. «У силовиков достаточно хороший инструментарий». Что известно об усиленных проверках на выезде из Беларуси — узнали подробности
  5. Зеленский: Путин хочет втянуть Беларусь в войну
  6. Зима берет реванш: в стране ожидаются морозы до −16°C и гололедица
  7. Эксперты проанализировали свежую серию заявлений кума Путина по поводу Украины — вот их выводы
  8. Руководитель BYSOL рассказал, сколько обращений служба получила после взлома чат-бота «Беларускага Гаюна»
  9. Глава ГТК анонсировал открытие в феврале после реконструкции пункта пропуска «Берестовица», но забыл кое-что уточнить
  10. Через месяц могут подорожать некоторые товары. Это связано с решением чиновников — рассказываем подробности
  11. «Наша гераіня». Как в Вильнюсе встречали Полину Шарендо-Панасюк, отсидевшую четыре года, — репортаж «Зеркала»
  12. Кровавая резня в Конго: более 100 женщин изнасилованы и сожжены заживо во время тюремного бунта после захвата Гомы повстанцами
  13. В Беларуси идет проверка боеготовности — военнообязанных вызывают повестками. Как должны вручать и по каким причинам можно не явиться
  14. Утечка данных из бота «Гаюна»: начались первые задержания
  15. Бывшая политзаключенная Полина Шарендо-Панасюк уехала из Беларуси


Многие белорусы услышали песню «Магутны Божа» только во время протестов в 2020 году. Другие же знают, что она могла стать официальным гимном Беларуси. А пока ее чаще всего называют «духовным гимном» страны, ведь по сути это молитва. Именно так — «Малітва» — называлось и стихотворение белорусской поэтессы Натальи Арсеньевой, из которого этот гимн возник. Но не все знают трагическую историю произведения и сложную судьбу его создательницы. Короткий, но содержательный ролик об этом записал священник Александр Кухта, автор канала «Батюшка ответит».

Арсеньева написала «Малітву» во время войны, в 1943 году. До войны ее семья жила в Вильнюсе, муж был польским офицером, и в 1939-м он был взят в плен советскими властями. Наталью с детьми сослали в Казахстан. Лишь в 1941-м они воссоединились в Минске, но теплых чувств к советской власти не испытывали. Муж ее, Франц Кушель, ушел воевать на стороне немцев, впоследствии став командиром созданной немцами Белорусской краевой обороны. Она осталась в оккупированном Минске с детьми. В 1943-м ее старший сын погиб при взрыве в Купаловском театре, когда подпольщики пытались убить Вильгельма Кубе. После этого Наталья и написала «Малітву». Которую в конце войны увезла с собой за границу, где прошла через лагеря для «перемещенных лиц». В 1947 году Николай Ровенский положил стихи на музыку — так и появился «Магутны Божа».

В 1950-м Арсеньева переехала в США, где активно участвовала в жизни белорусской эмиграции. В Советском Союзе же ее оценивали однозначно — как коллаборантку. Творчество ее фактически было под запретом. Но с наступлением независимости все изменилось, и в 1993 году «Магутны Божа» даже рассматривался как один из вариантов для официального гимна Беларуси.

После 2020-го, когда эта песня стала одним из протестных гимнов, сторонники действующих властей Беларуси снова нередко вспоминают о ее авторе как о коллаборантке. Однако судьба Арсеньевой скорее отражает трагические повороты в истории белорусского народа, который вынужден был выживать под атаками с разных сторон. Вот как объясняла свое сотрудничество с оккупационными властями сама поэтесса: «Люди, которые ни за что пострадали от советской власти, а таких было не так уж и мало, встречали немцев с надеждой, как избавителей. Абсолютно никто не думал, что немцы такие нелюди».